WhatsApp
WhatsApp
Telegram
Telegram

Как справиться с волнением перед выступлением вокалисту

Дата публикации:
14.02.2024
Автор
Марина Папст
Введение
Волнение перед выступлением … Как это знакомо! Согласно статистике, страх публичных выступлений — один из самых распространенных в мире. Выступление всегда подразумевает оценивание Вас со стороны. А человек, как социальное существо, не мыслит себя без одобрения. Поэтому волнение — это нормально. О том, как научиться его преодолевать перед выступлением, я расскажу Вам в данной статье.
Введение
Волнение перед выступлением … Как это знакомо! Согласно статистике, страх публичных выступлений — один из самых распространенных в мире. Выступление всегда подразумевает оценивание Вас со стороны. А человек, как социальное существо, не мыслит себя без одобрения. Поэтому волнение — это нормально. О том, как научиться его преодолевать перед выступлением, я расскажу Вам в данной статье.
Контроль тела и свобода дыхания
Перед выходом на сцену, «просканируйте» своё тело и постарайтесь «зафиксировать» состояние всех его частей по отдельности: от учащенного сердцебиения до потливых ладоней. Ответьте на вопрос: что в положении Вашего тела прямо сейчас обусловлено именно эмоциональным фактором. Возможно, Вы напрягли и приподняли плечи, инстинктивно сжали губы или приложили руки к лицу и так далее.
Когда поймете, где находятся «блоки», не спешите менять позу — побудьте в ней: так Вы сможете ощутить ее подчеркнутую неестественность и понять, насколько Вам в ней неудобно. Когда будете готовы, на выдохах расслабляйте мышцы в «зажимах», начиная снизу вверх — от закрытой позы в ногах до напряженной спины, шеи и мышц лица.
Когда поймете, где находятся «блоки», не спешите менять позу — побудьте в ней: так Вы сможете ощутить ее подчеркнутую неестественность и понять, насколько Вам в ней неудобно. Когда будете готовы, на выдохах расслабляйте мышцы в «зажимах», начиная снизу вверх — от закрытой позы в ногах до напряженной спины, шеи и мышц лица.

Контроль тела и свобода дыхания

Перед выходом на сцену, «просканируйте» своё тело и постарайтесь «зафиксировать» состояние всех его частей по отдельности: от учащенного сердцебиения до потливых ладоней. Ответьте на вопрос: что в положении Вашего тела прямо сейчас обусловлено именно эмоциональным фактором. Возможно, Вы напрягли и приподняли плечи, инстинктивно сжали губы или приложили руки к лицу и так далее.
Когда поймете, где находятся «блоки», не спешите менять позу — побудьте в ней: так Вы сможете ощутить ее подчеркнутую неестественность и понять, насколько Вам в ней неудобно. Когда будете готовы, на выдохах расслабляйте мышцы в «зажимах», начиная снизу вверх — от закрытой позы в ногах до напряженной спины, шеи и мышц лица.
Когда поймете, где находятся «блоки», не спешите менять позу — побудьте в ней: так Вы сможете ощутить ее подчеркнутую неестественность и понять, насколько Вам в ней неудобно. Когда будете готовы, на выдохах расслабляйте мышцы в «зажимах», начиная снизу вверх — от закрытой позы в ногах до напряженной спины, шеи и мышц лица.
Каково дыхание человека, которого волнение берет за горло? Верно! Прерывистое. Страх его учащает – а мы, в свою очередь, стараемся замедлить дыхание: для этого делаем пару глубоких вдохов и двойной вдох-выдох. Если страх прерывает нас – мы отвечаем ему тем же. Например, используя отличную технику под названием «Дыхание шариком». Закройте глаза и представьте перед собой легкий теннисный шарик. Вдох — и шарик медленно и плавно поднимается от центра Вашего живота к горлу. Выдох — и шарик так же плавно опускается вниз.
Когда мы тревожимся или боимся, шарик либо замирает в одной точке, либо двигается быстро, скачками. Если мы спокойны, уверены в себе, то шарик движется плавно и ритмично. В ситуации тревоги и страха надо добиться, чтобы шарик двигался именно так.
Одним словом, именно МЫ НАВЯЗЫВАЕМ СТРАХУ СВОЕ ПОВЕДЕНИЕ. Именно МЫ играем с ним. Не боремся. Просто позволяем ему спокойно уйти из тела.
Каково дыхание человека, которого волнение берет за горло? Верно! Прерывистое. Страх его учащает – а мы, в свою очередь, стараемся замедлить дыхание: для этого делаем пару глубоких вдохов и двойной вдох-выдох. Если страх прерывает нас – мы отвечаем ему тем же. Например, используя отличную технику под названием «Дыхание шариком». Закройте глаза и представьте перед собой легкий теннисный шарик. Вдох — и шарик медленно и плавно поднимается от центра Вашего живота к горлу. Выдох — и шарик так же плавно опускается вниз.
Когда мы тревожимся или боимся, шарик либо замирает в одной точке, либо двигается быстро, скачками. Если мы спокойны, уверены в себе, то шарик движется плавно и ритмично. В ситуации тревоги и страха надо добиться, чтобы шарик двигался именно так.
Одним словом, именно МЫ НАВЯЗЫВАЕМ СТРАХУ СВОЕ ПОВЕДЕНИЕ. Именно МЫ играем с ним. Не боремся. Просто позволяем ему спокойно уйти из тела.
Добавьте энергии
Перед выходом на сцену, «просканируйте» своё тело и постарайтесь «зафиксировать» состояние всех его частей по отдельности: от учащенного сердцебиения до потливых ладоней. Ответьте на вопрос: что в положении Вашего тела прямо сейчас обусловлено именно эмоциональным фактором. Возможно, Вы напрягли и приподняли плечи, инстинктивно сжали губы или приложили руки к лицу и так далее.
Когда поймете, где находятся «блоки», не спешите менять позу — побудьте в ней: так Вы сможете ощутить ее подчеркнутую неестественность и понять, насколько Вам в ней неудобно. Когда будете готовы, на выдохах расслабляйте мышцы в «зажимах», начиная снизу вверх — от закрытой позы в ногах до напряженной спины, шеи и мышц лица.
И вперёд к выступлениям!

Добавьте энергии

Когда нам не удаётся добиться полного расслабления на выдохе и страх бежит по коже, создавая вокруг атмосферу сгустившегося напряжения, что делать? Нужна простенькая энергетическая зарядка, которую может выполнить любой. Расставьте ноги на ширине плеч, почувствуйте, как снизу вверх восходит поток энергии Земли, протекает сквозь Ваше тело и фонтаном вырывается наружу. Точно так же представьте, как нисходящий поток энергии неба пронизывает Вас сверху вниз и вытекает фонтаном внизу. Постойте так некоторое время. Впитывая энергию, которая сбрасывает зажимы. Соедините энергию фонтанов вокруг себя, уплотните мысленно.
И вперёд к выступлениям!
Используйте сильные позы
Обычно при волнении хочется стать невидимкой и занимать как можно меньше пространства: голова уходит в плечи, спина невольно сутулится, руки и ноги скрещиваются как бы сами собой.
Организм можно обмануть, выведя из состояния острого стресса. Помимо дыхательных упражнений (диафрагмальное или попеременное через каждую ноздрю), которые на физиологическом уровне заставляют организм думать, что ситуация вокруг изменилась, можно прибегнуть к «сильным» позам. Например, так называемой «позе Супермена»: руки упереть в бока, свести лопатки, поднять подбородок вверх, дышать спокойно и глубоко. Достаточно постоять в таком положении буквально пару минут перед выступлением, чтобы тревоги стало меньше, а уверенности — больше.

Используйте сильные позу

Обычно при волнении хочется стать невидимкой и занимать как можно меньше пространства: голова уходит в плечи, спина невольно сутулится, руки и ноги скрещиваются как бы сами собой.
Организм можно обмануть, выведя из состояния острого стресса. Помимо дыхательных упражнений (диафрагмальное или попеременное через каждую ноздрю), которые на физиологическом уровне заставляют организм думать, что ситуация вокруг изменилась, можно прибегнуть к «сильным» позам. Например, так называемой «позе Супермена»: руки упереть в бока, свести лопатки, поднять подбородок вверх, дышать спокойно и глубоко. Достаточно постоять в таком положении буквально пару минут перед выступлением, чтобы тревоги стало меньше, а уверенности — больше.
Не подменяйте страх стыдом
Волнение — это нормально, и одним из его триггеров может быть нежелание испытать стыд. Не забывайте о том, что при панике у Вас больше шансов на хорошее выступление, чем, когда Вы находитесь в состоянии стыда за действие, которое Вы даже не совершили. Ведь Вы же ещё не вышли на сцену, а только собираетесь.

Не подменяйте страх стыдом

Волнение — это нормально, и одним из его триггеров может быть нежелание испытать стыд. Не забывайте о том, что при панике у Вас больше шансов на хорошее выступление, чем, когда Вы находитесь в состоянии стыда за действие, которое Вы даже не совершили. Ведь Вы же ещё не вышли на сцену, а только собираетесь.
Смените фокус внимания
Поменьше думайте о «последствиях» своего выступления, пусть даже и негативных. Смиритесь с мыслью: как бы Вы сейчас не выступили, всё равно всегда найдутся те, кто будет от Вас в восторге, а также и те, мнение которых будет не очень лестно для Вас. Сконцентрируйтесь на том, что зависит от Вас больше, чем чужое мнение, то есть на собственной оптике восприятия.

Смените фокус внимания

Поменьше думайте о «последствиях» своего выступления, пусть даже и негативных. Смиритесь с мыслью: как бы Вы сейчас не выступили, всё равно всегда найдутся те, кто будет от Вас в восторге, а также и те, мнение которых будет не очень лестно для Вас. Сконцентрируйтесь на том, что зависит от Вас больше, чем чужое мнение, то есть на собственной оптике восприятия.
Подумайте о том, что вам даёт это выступление
Волнение — это нормально, и одним из его триггеров может быть нежелание испытать стыд. Не забывайте о том, что при панике у Вас больше шансов на хорошее выступление, чем, когда Вы находитесь в состоянии стыда за действие, которое Вы даже не совершили. Ведь Вы же ещё не вышли на сцену, а только собираетесь.
Недаром говорится: «Чаще смотрите в глаза людей, которые Вам дороги. В них Вы найдете ответ».

Подумайте о том, что даёт вам это выступление

Волнение — это нормально, и одним из его триггеров может быть нежелание испытать стыд. Не забывайте о том, что при панике у Вас больше шансов на хорошее выступление, чем, когда Вы находитесь в состоянии стыда за действие, которое Вы даже не совершили. Ведь Вы же ещё не вышли на сцену, а только собираетесь.
Недаром говорится: «Чаще смотрите в глаза людей, которые Вам дороги. В них Вы найдете ответ».
Погрузитесь в позитивную атмосферу
Всегда помните о том, что, выходя на сцену, Вы должны «поделиться» со слушателем своей энергией, своей эмоцией и своим настроением. Если перед выступлением хорошим настроением Вы похвастаться не можете, создайте его себе сами. 50% хорошего выступления — дружелюбный настрой, который расположит к Вам слушателей. Погрузить себя в эту атмосферу, а затем перенести на других, помогает простое упражнение: за полчаса до выступления включите любое вечернее комедийное шоу, которое Вам нравится, и постарайтесь проникнуться атмосферой.

Погрузитесь в позитивную атмосферу

Всегда помните о том, что, выходя на сцену, Вы должны «поделиться» со слушателем своей энергией, своей эмоцией и своим настроением. Если перед выступлением хорошим настроением Вы похвастаться не можете, создайте его себе сами. 50% хорошего выступления — дружелюбный настрой, который расположит к Вам слушателей. Погрузить себя в эту атмосферу, а затем перенести на других, помогает простое упражнение: за полчаса до выступления включите любое вечернее комедийное шоу, которое Вам нравится, и постарайтесь проникнуться атмосферой.
Репетируйте
Готовьтесь к своим выступлениям. Записывать себя можно не только на аудио, но и на камеру, чтобы Вы не только могли проанализировать и сделать работу над ошибками своего вокала, но и отточить язык жестов и скорректировать движения на сцене. По мере возможностей, стоит также репетировать там, где позже собираетесь выступать. Сцена очень влияет на восприятие, недаром прогоны на новых площадках устраивают даже опытные певцы и музыканты.

Репетируйте

Готовьтесь к своим выступлениям. Записывать себя можно не только на аудио, но и на камеру, чтобы Вы не только могли проанализировать и сделать работу над ошибками своего вокала, но и отточить язык жестов и скорректировать движения на сцене. По мере возможностей, стоит также репетировать там, где позже собираетесь выступать. Сцена очень влияет на восприятие, недаром прогоны на новых площадках устраивают даже опытные певцы и музыканты.
Порабтайте над голосом
Каждый из нас, находясь на концерте в качестве зрителя, чувствует себя вполне комфортно. Конечно, ведь для человека всегда было безопаснее сидеть, молчать и слушать. И наоборот, когда мы выходим на сцену для выступления, то мы намеренно выставляем себя на всеобщий показ. Когда мы волнуемся, мы еще инстинктивно стараемся понравиться: наш голос автоматически становится более тонким и звонким, похожим на детский. Из-за этого, публике сложнее воспринимать нас всерьёз.

Поработайте над голосом

Каждый из нас, находясь на концерте в качестве зрителя, чувствует себя вполне комфортно. Конечно, ведь для человека всегда было безопаснее сидеть, молчать и слушать. И наоборот, когда мы выходим на сцену для выступления, то мы намеренно выставляем себя на всеобщий показ. Когда мы волнуемся, мы еще инстинктивно стараемся понравиться: наш голос автоматически становится более тонким и звонким, похожим на детский. Из-за этого, публике сложнее воспринимать нас всерьёз.
Измени значимость
Мы боимся публики, ибо: «Они такие крутые (профессионалы, богатые, опытные и так далее)».
Мы боимся выходить на публику, ибо: «У меня мало опыта, я знаю меньше них, я такой «маленький человек» перед этими великими людьми».
Мы боимся самого выступления, ибо: «Это дело всей моей жизни! Такое важное событие для меня!».
И на тройной замок значимости запираем всяческую возможность успешно, достойно и с кайфом выступить на сцене. Почему? Потому что мы завышаем значимость события, значимость слушателей и занижаем свою.
Наша задача: повысить свою значимость, понизить значимость аудитории, понизить значимость события.
  • Меняем восприятие своей значимости
Кем я могу себя представить? Произнесите внутри себя фразу: «я захожу на сцену, начинаю петь – и ВСЕ меня слушают очень внимательно!» А теперь загадайте загадку: «Кто я в этом случае?» Да-да, полезно представить себя… королевой английской, принцем Уэльским, президентом в конце концов. А может Терминатором или Бэтменом? Неважно кем – главная идея: я важнее!
  • Меняем восприятие значимости аудитории
Кем я могу представить публику? Внутренняя фраза-тест: «Они такие милые, родные». Загадка-вызов: «Кто они?» Предположим, что в зале сидят всего лишь дети. Если даже это взрослые, то в каждом взрослом живёт ребёнок! А дети любят слушать. Внимать. Интересоваться. Смеяться легко и непринужденно. Используйте этот образ и впредь не бойтесь публики!
  • Меняем восприятие события
Как изменить значимость самого события, то есть Вашего выступления: предположим, мы знаем, что солнце светит счастливым. Но оно также беспрестанно светит и тем, кто что-то не доделал, что-то провалил, не очень хорошо выступил. Оглянитесь вокруг себя: что страшного произойдет, если Вы выступите не совсем идеально, если Вы вдруг забудете слова песни, не дотяните ноту? Кто-то умрет? Мир рухнет? Погаснет это страстное до жизни солнце? Нет же. Так и не нужно этого бояться! Не бойтесь идти вперед, предварительно снизив значимость, и быть довольным собой и жизнью! Поэтому, мы должны обуздать свой страх и наконец, ПОЛУЧАТЬ КАЙФ НА СЦЕНЕ.
Измени значимость
Мы боимся публики, ибо: «Они такие крутые (профессионалы, богатые, опытные и так далее)».
Мы боимся выходить на публику, ибо: «У меня мало опыта, я знаю меньше них, я такой «маленький человек» перед этими великими людьми».
Мы боимся самого выступления, ибо: «Это дело всей моей жизни! Такое важное событие для меня!».
И на тройной замок значимости запираем всяческую возможность успешно, достойно и с кайфом выступить на сцене. Почему? Потому что мы завышаем значимость события, значимость слушателей и занижаем свою.
Наша задача: повысить свою значимость, понизить значимость аудитории, понизить значимость события.
  • Меняем восприятие своей значимости
Кем я могу себя представить? Произнесите внутри себя фразу: «я захожу на сцену, начинаю петь – и ВСЕ меня слушают очень внимательно!» А теперь загадайте загадку: «Кто я в этом случае?» Да-да, полезно представить себя… королевой английской, принцем Уэльским, президентом в конце концов. А может Терминатором или Бэтменом? Неважно кем – главная идея: я важнее!
  • Меняем восприятие значимости аудитории
Кем я могу представить публику? Внутренняя фраза-тест: «Они такие милые, родные». Загадка-вызов: «Кто они?» Предположим, что в зале сидят всего лишь дети. Если даже это взрослые, то в каждом взрослом живёт ребёнок! А дети любят слушать. Внимать. Интересоваться. Смеяться легко и непринужденно. Используйте этот образ и впредь не бойтесь публики!
  • Меняем восприятие события
Как изменить значимость самого события, то есть Вашего выступления: предположим, мы знаем, что солнце светит счастливым. Но оно также беспрестанно светит и тем, кто что-то не доделал, что-то провалил, не очень хорошо выступил. Оглянитесь вокруг себя: что страшного произойдет, если Вы выступите не совсем идеально, если Вы вдруг забудете слова песни, не дотяните ноту? Кто-то умрет? Мир рухнет? Погаснет это страстное до жизни солнце? Нет же. Так и не нужно этого бояться! Не бойтесь идти вперед, предварительно снизив значимость, и быть довольным собой и жизнью! Поэтому, мы должны обуздать свой страх и наконец, ПОЛУЧАТЬ КАЙФ НА СЦЕНЕ.
Записывайтесь ко мне на бесплатную консультацию, где я помогу ответить на Ваши интересующие вопросы и построить качественную программу по обучению. Уже более 7 лет я помогаю обретать голос мечты сотням учеников! Развивайте свой талант с профессионалом. Записаться!
Записывайтесь ко мне на бесплатную консультацию, где я помогу ответить на Ваши интересующие вопросы и построить качественную программу по обучению. Уже более 7 лет я помогаю обретать голос мечты сотням учеников! Развивайте свой талант с профессионалом. Записаться!
Запишитесь на бесплатную консультацию к профессиональному педагогу по вокалу
100+ cчастливых учеников
8 лет опыта преподавания
13 лет вокальной практики
Запишитесь на бесплатную
консультацию к профессиональному педагогу по вокалу
Запишитесь
на бесплатную консультацию
по вокалу к педагогу
с 13-летним опытом
Рекомендованные статьи
Правильное питание для вокалиста. Полезные и вредные продукты
Как развить чувство ритма? Практические упражнения
Что такое резонаторы голоса и как их развить? Подборка упражнения
Эффективные способы развития музыкального слуха
для вокалиста
Эффективные способы развития музыкального слуха для вокалиста
Правильное питание
для вокалиста. Полезные
и вредные продукты
Правильное питание
для вокалиста. Полезные
и вредные продукты
Правильное питание для вокалиста. Полезные и вредные продукты
Как самостоятельно определить тип голоса? Инструкция
Упражнения для развития голоса детей. Подборка
Рекомендованные статьи
Запишитесь на пробный урок по вокалу к педагогу с 13-летним опытом. Памятка начинающего вокалиста в подарок!
Made on
Tilda